Партнёр KAMA FLOW Евгений Борисов принял участие в ЦИПР-2025 и выступил спикером сессий деловой программы, посвященных венчурному капиталу: «Венчурные инвестиции: клиническая смерть или глубокая трансформация?» и «Построить IPO-лифт — вызов принят!».

В рамках первой сессии участники обсудили текущую ситуацию на венчурном рынке и перспективы его развития в обозримом будущем. В ходе второй сессии, где Евгений выступил модератором, спикеры обсудили развитие рынка pre-IPO и механизмы выхода компаний на биржу. В частности, он поделился итогами исследования KAMA FLOW «Коллективные инвестиции в России: рост, риски и перспективы» и отметил, что в России сложилась парадоксальная ситуация с перевёрнутой "инвестиционной пирамидой":

«На зрелых рынках — будь то Китай, США или Европа — объём венчурного капитала и private equity в 10–20 раз превышает рынок IPO. Это логично: работает инвестиционная воронка, часть компаний доходит до биржи.

У нас же всё наоборот. Если посмотреть на рынок размещений за последние пару лет, он в 10 раз превышает объём всего pre-IPO сегмента и более ранних стадий за тот же период. Получается, что на биржу выходит больше капитала, чем проходит через предварительные фазы. Это нарушает логику воронки и само развитие экосистемы».

Кроме того, Евгений подчеркнул, что на рынке отмечается высокая волатильность, которая подтверждается резким разбросом в оценках, сложностью закрытия раундов, особенно в конце 2024-го и начале 2025 года. Многие сделки проходили с трудом, при этом снижались и оценки, и средние чеки. Так, на текущий момент объём среднего размещения компании на этапе pre-IPO в России, по словам Евгения, остается объективно небольшим, и согласно аналитике KAMA FLOW, составляет около 227 миллионов рублей.

Несмотря на это, участники дискуссии выразили уверенность в том, что рынок в России обладает значительным потенциалом для восстановления и роста: формируются новые инструменты финансирования, повышается интерес со стороны институциональных и частных инвесторов, а технологические компании всё активнее выходят на траекторию зрелости и масштабирования.

По словам Александра Генциса, члена Совета директоров компании Диасофт, компаниям важно основательно и системно готовиться к IPO: 

«Важно понимать, что IPO — это не финальная цель, а этап развития. Это серьёзный буст для рыночного позиционирования компании и поддержки её стратегии роста. Чтобы созреть для IPO, нужна команда, замотивированная на этот путь, обучение и системная работа с информацией, а также сильные банкиры, которые проведут вас на эту сцену. Поэтому все начинается задолго до самого размещения».